english version
На главную
Приветствия
Международная неделя консерваторий
Попечительский совет фестиваля
Оргкомитет фестиваля
Концертная программа
Научно-практический раздел
Участники
Концертный зал им. А.К. Глазунова
Партнеры фестиваля
Административная группа фестиваля
Концертная программа
Международной недели консерваторий

Среда, 5 октября 2005 года
20:00

ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
присвоения Родиону ЩЕДРИНУ
звания ПОЧЕТНОГО ПРОФЕССОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

РОДИОН ЩЕДРИН
(1932)

CONCERTO LONTANO Концерт № 6 для фортепиано и струнного оркестра
«Диалоги с Шостаковичем» симфонические этюды (2001)
РОССИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА

Исполнители:

Екатерина МЕЧЕТИНА, фортепиано

Симфонический оркестр
Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер — Александр СЛАДКОВСКИЙ

Родион ЩЕДРИН

Родион Щедрин буквально ворвался в мир большой музыки с Первым фортепианным концертом (1954), который написал еще будучи студентом Московской государственной консерватории (класс композиции Ю. Шапорина, специального фортепиано — Я. Флиера). В те же годы он был принят в Союз композиторов.

С первых шагов на композиторском поприще сочинения Р. Щедрина исполняли К.Кондрашин, Н.Аносов, Н.Рахлин, А.Гаук, Г.Рождественский, Е.Светланов, Ю.Темирканов, Л.Бернстайн, Л.Стоковский. Хореографические версии его первого концерта для оркестра «Озорные частушки» (1963) осуществили Дж. Баланчин и Л. Якобсон. Однако жизнь Р. Щедрина никогда не была «олицетворением удачи», как писали газеты и считали коллеги, поскольку каждая его премьера всегда была столкновением дерзкого новаторского искусства с консервативными взглядами.

Тридцать лет продолжалось сотрудничество Р. Щедрина с Большим театром: все пять его балетов — «Конек-горбунок» (1955), «Кармен-сюита» (1967), «Анна Каренина» (1971), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985) — впервые поставлены в Большом и посвящены жене, блистательной прима-балерине театра Майе Плисецкой. В Большом прошли и премьеры его двух первых опер — «Не только любовь» (1961) и «Мертвые души» (1977).

И сегодня Р. Щедрин пишет мощно и быстро. Премьеры следуют одна за другой. Пятый концерт для оркестра «Четыре русских песни» (1998), Третья симфония «Лица русских сказок» (2000), четвертый и пятый фортепианные концерты (1991, 1999). Триада струнных концертов (1994, 1997, 1997), концерт для трубы (1993), «Parabola concertante » для виолончели, струнного оркестра и литавр (2001), опера «Лолита» по В. Набокову (1992). К 70-летию композитора издательство «SCHOTT» выпустило каталог произведений Р. Щедрина, написанных за последнее десятилетие. В него вошли 36 сочинений. В ноябре 2002 года в Питсбурге состоялась мировая премьера симфонических этюдов «Диалоги с Шостаковичем» (дирижер М. Янсонс).

География последних премьер Родиона Щедрина охватывает Старый и Новый свет, Европу и Азию. Так, в сентябре 2004 года на посвященном творчеству композитора Международном фестивале во Франции был впервые исполнен его Двойной концерт для скрипки и трубы со струнными. В мае 2005 года в Японии состоялась премьера сочинения для 1000 виолончелей «Гамлет-баллада».

Мировая пресса называет Р. Щедрина «одним из самых значительных русских композиторов последнего полувека». Запись концерта для скрипки с оркестром Р. Щедрина (Лондонский филармонический оркестр, солист М. Венгеров, дирижер М. Ростропович) была номинирована на GRAMMY по разряду «лучшее сочинение в жанре современной классической музыки, написанное за последние 25 лет».

Екатерина Власова

Назад