Среда, 5 октября 2005 года
19:00
КОНЦЕРТ-ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. К. ГЛАЗУНОВА ПОСВЯЩАЕТСЯ
АЛЕКСАНДР ГЛАЗУНОВ
(1865—1936)
Торжественная увертюра, Oр. 73 (1900)
Концерт для саксофона с оркестром Ми бемоль мажор, Oр.109 (1934)
АНТРАКТ
Исполнители:
Игорь БУТМАН, саксофон
Симфонический оркестр государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер — Александр СЛАДКОВСКИЙ
Видеокомпозиция документов А. К. Глазунова подготовлена библиографическим
отделом Научной музыкальной библиотеки консерватории
Александр ГЛАЗУНОВ
Симфонии, балеты, романсы, концертная и театральная музыка — всё
это, как из рога изобилия, возникало из-под пера «чудо-богатыря»,
как в корсаковской среде любовно и восхищенно называли Александра
Константиновича Глазунова. Достаточно вспомнить неувядающую «Раймонду»,
Пятую и Восьмую симфонии, прекрасное музыкальное воплощение пушкинской
вакхической песни «Что смолкнул веселия глас», Скрипичный концерт…
А. К. Глазунова по праву считают завершителем целой эпохи русской
классической музыки, начавшейся с Глинки и продолженной «Могучей
кучкой» и беляевским кружком. Он создал свой тип симфонизма — симфонизма
лирико-эпического, совсем иного, чем трагедийный симфонизм позднего
Чайковского. Наконец, более 20 лет он возглавлял нашу Консерваторию,
в том числе десять лет — в бурные послереволюционные годы.
Вершина творчества и признания Глазунова-композитора
приходится на 1900-е годы. После них его композиторская энергия
слабеет. Радикально меняется и само время, выразителем которого
был Глазунов. Порой казалось, что искусство Глазунова осталось в
его эпохе, все более отдаляющейся от нас. Возможно, такая художественная
аберрация возникала по причине того, что насыщенный войнами, различного
рода конфликтами и катастрофами ХХ век уводил от верного восприятия
музыки Глазунова. И все же забвение ей не грозило и не грозит. Непредубежденный
слушатель почувствует развитие традиций Глазунова в творчестве Мясковского,
Шостаковича, Стравинского, а в нашей современности, например, Слонимского.
Музыка Глазунова несет в себе уравновешенность, гармоничность, величавое
спокойствие и богатырский размах, совершенство архитектоники. И
эти черты всегда были и будут привлекательны, ибо они — вне конкретного
исторического времени, они обладают общечеловеческой ценностью.
Напомним слова автора «Девятой симфонии ХХ века» — «Весны священной»,
бунтаря, а затем неоклассика И. Ф. Стравинского, признававшегося,
что он был заворожен «удивительным мастерством этого мудреца», 140
лет со дня рождения которого отмечает в текущем году Санкт-Петербургская
консерватория.
Назад
|