english version
На главную
Приветствия
Международная неделя консерваторий
Попечительский совет фестиваля
Оргкомитет фестиваля
Концертная программа
Научно-практический раздел
Участники
Концертный зал им. А.К. Глазунова
Партнеры фестиваля
Административная группа фестиваля
Концертная программа
Международной недели консерваторий

Среда, 5 октября 2005 года
19:00

КОНЦЕРТ-ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. К. ГЛАЗУНОВА ПОСВЯЩАЕТСЯ

АЛЕКСАНДР ГЛАЗУНОВ
(1865—1936)

Торжественная увертюра, Oр. 73 (1900)
Концерт для саксофона с оркестром Ми бемоль мажор, Oр.109 (1934)

АНТРАКТ

Исполнители:

Игорь БУТМАН, саксофон

Симфонический оркестр государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер — Александр СЛАДКОВСКИЙ

Видеокомпозиция документов А. К. Глазунова подготовлена библиографическим отделом Научной музыкальной библиотеки консерватории

Александр ГЛАЗУНОВ

Симфонии, балеты, романсы, концертная и театральная музыка — всё это, как из рога изобилия, возникало из-под пера «чудо-богатыря», как в корсаковской среде любовно и восхищенно называли Александра Константиновича Глазунова. Достаточно вспомнить неувядающую «Раймонду», Пятую и Восьмую симфонии, прекрасное музыкальное воплощение пушкинской вакхической песни «Что смолкнул веселия глас», Скрипичный концерт… А. К. Глазунова по праву считают завершителем целой эпохи русской классической музыки, начавшейся с Глинки и продолженной «Могучей кучкой» и беляевским кружком. Он создал свой тип симфонизма — симфонизма лирико-эпического, совсем иного, чем трагедийный симфонизм позднего Чайковского. Наконец, более 20 лет он возглавлял нашу Консерваторию, в том числе десять лет — в бурные послереволюционные годы.

Вершина творчества и признания Глазунова-композитора приходится на 1900-е годы. После них его композиторская энергия слабеет. Радикально меняется и само время, выразителем которого был Глазунов. Порой казалось, что искусство Глазунова осталось в его эпохе, все более отдаляющейся от нас. Возможно, такая художественная аберрация возникала по причине того, что насыщенный войнами, различного рода конфликтами и катастрофами ХХ век уводил от верного восприятия музыки Глазунова. И все же забвение ей не грозило и не грозит. Непредубежденный слушатель почувствует развитие традиций Глазунова в творчестве Мясковского, Шостаковича, Стравинского, а в нашей современности, например, Слонимского. Музыка Глазунова несет в себе уравновешенность, гармоничность, величавое спокойствие и богатырский размах, совершенство архитектоники. И эти черты всегда были и будут привлекательны, ибо они — вне конкретного исторического времени, они обладают общечеловеческой ценностью. Напомним слова автора «Девятой симфонии ХХ века» — «Весны священной», бунтаря, а затем неоклассика И. Ф. Стравинского, признававшегося, что он был заворожен «удивительным мастерством этого мудреца», 140 лет со дня рождения которого отмечает в текущем году Санкт-Петербургская консерватория.

Назад